Переход на главную страницу
Автомобильные Аккумуляторы

КОНСТРУКЦИИ СОВРЕМЕННЫХ ШИН

Конструкция шины имеет следующие основные элементы (рис. 1):
Каркас (1) - главный силовой элемент шины, который придает ей прочность и гибкость, а также определяет многие эксплуатационные свойства. Представляет собой несколько (обычно четыре) слоев обрезиненного корда: текстильного или сочетания текстильного со стальным.
Брекер (2) - подушечный слой (пояс), представляющий собой резинотканевую или металлокордную прослойку по всей окружности шины между каркасом и протектором.
Протектор (3) - "беговая" часть шины, непосредственно контактирующая с дорогой. Представляет собой толстый слой износостойкой резины, внутренняя часть которой - сплошная полоса, а наружная - рельефная, т.е. покрытая рисунком. Этот рисунок определяет назначение шины и приспособленность ее для работы в тех или иных дорожных условиях.

Автомобильные шины
Автомобильные диски
Скачать прайс-листы
Адреса, номера телефонов и схемы проезда
Здесь все обсуждаем
 

Rambler's Top100



Рис. 1. Конструктивные элементы и основные размеры шин: D – наружный диаметр; H – высота профиля шины; B – ширина профиля шины; d – посадочный диаметр обода колеса (шины); 1 – каркас; 2 – брекер; 3 – протектор; 4 – боковина; 5 – борт; 6 – бортовая проволока; 7 – наполнительный шнур.

Боковина (4) - тонкий (1,5-3,0 мм) слой резины на боковых стенках шины. Совместно с каркасом осуществляет несущую функцию, защищает каркас от механических повреждений, проникновения влаги, а также служит для нанесения наружной маркировки шины.

Борт (5) - часть шины, предназначенная для фиксации ее на ободе колеса. Состоит из слоя корда, обернутого вокруг проволочного бортового кольца (6), и резинового наполнительного шнура (7). Борта препятствуют растягиванию шины и обеспечивают ее структурную жесткость при номинальном внутреннем давлении воздуха.

Рис. 2. Конструкция колеса с камерной шиной: 1 – обод колеса; 2 – камера; 3 – шина (покрышка); 4 – вентиль.

По способу герметизации внутреннего объема шины делятся на камерные и бескамерные. Камерные шины (рис. 2) состоят из покрышки (устаревший термин, употребляется только по отношению к камерным колесам) и камеры с вмонтированным в нее вентилем. Размер камеры всегда несколько меньше внутренней полости соответствующей ей по типоразмеру покрышки. Это позволяет избежать образования складок камеры в накачанном состоянии. Вентиль представляет собой обратный клапан, позволяющий нагнетать воздух в шину и препятствующий выходу его наружу (рис. 3).

У бескамерных шин (рис. 4) внутренний объем герметизируется воздухонепроницаемым резиновым слоем, наложенным на внутренний слой каркаса, а вентиль специальной конструкции вставляется в отверстие в ободе колеса. Бескамерные шины имеют немало преимуществ перед камерными, а потому постепенно завоевывают рынок, вытесняя прежнюю конструкцию. Они имеют меньшую массу, лучше балансируются, а при проколах, особенно небольших, теряют воздух не так быстро, как камерные шины. При этом в некоторых случаях прокол можно загерметизировать, не снимая шины с колеса.

По расположению нитей корда в каркасе шины делятся на диагональные и радиальные. У диагональных шин нити корда в смежных слоях пересекаются под углом 95-115°, а число смежных слоев обычно четыре (рис. 5, а). В каркасе радиальной шины все нити корда расположены параллельно - по радиусу от одного борта к другому (рис. 5, б). Радиальные шины имеют значительно меньшее сопротивление качению, больший срок службы и др. Другие особенности и элементы конструкции шин также заметно влияют на их эксплуатационные свойства. Так, например, шины, имеющие в каркасе один или несколько слоев стального корда (металлокордные - рис. 6), прочнее и долговечнее "текстильных" (неметаллокордных), однако более чувствительны к ударам при переезде неровностей, от которых могут деформироваться. Кроме того, при повреждениях (даже не сквозных) и попадании влаги проволока стального корда рвется или корродирует (и тоже рвется), а проникшие сквозь резину концы проволоки непрерывно прокалывают камеру (если она установлена в колесе), при этом их невозможно ни удалить, ни вновь "спрятать" в резине, например, под заплатками.


ВНИМАНИЕ! Установка камер в шины бескамерной конструкции запрещается. Это приводит не только к существенному изменению «поведения» шины на дороге, но и к опасности перегрева и разрушения шины при движении с высокой скоростью.



Маркировка шин

Основные размеры диагональной шины приводятся в дюймах и миллиметрах, например 6.15-13/155-13, где:

Рис. 5. Конструкция диагональной (а) и радиальной (б) шины: 1 — борта; 2 — бортовая проволока; 3 — каркас; 4 — брекер; 5 — боковина; 6 — протектор.

Рис. 6. Конструкция радиальной металлокордной шины: 1 – протектор; 2 – брекер из нескольких слоев нейлоновой ткани (сверху) и металлокорда (снизу); 3 – радиальные нити металлокордного каркаса.



6.15 - условная ширина профиля шины в дюймах;

13 - посадочный диаметр шины в дюймах, а также может обозначаться и в миллиметрах (330);

155 - условная ширина профиля шины в миллиметрах.

Радиальная шина также имеет смешанное миллиметрово-дюймовое обозначение. Например, 165/70R13 78S Steel Radial Tubeless, где:

165 - условная ширина профиля шины (В) в миллиметрах;

70 - отношение высоты профиля шины (Н) к ширине (В), %.

Если соотношение Н/В в обозначении шины отсутствует, значит, оно равно 0,80...0,82. Начиная с Н/В = 0,80 и ниже до 0,30 (через каждые 0,05), этот показатель обязательно входит в обозначение шины;

R - обозначение радиальной шины;

13 - посадочный диаметр в дюймах;

78 - условный индекс грузоподъемности шины;

S - индекс скорости шины (рис. 7);

"Steel Radial" - радиальная шина с металлическим кордом;

"Tubeless" или "TL" - бескамерное исполнение шины. Шины, работающие с камерами, обозначаются "TUBE TYPE" или "TT" (на немецком MIT SCHLAUCH), но могут и не иметь никакого специального обозначения.

Ширина профиля шины (В) связана с шириной обода колеса (б, рис. 1) соотношением б=0,70-0,75 В (см. табл. 1 и 2 в конце материала). Например, для шины с шириной профиля 165 мм потребуется колесо с шириной обода 115 или 124 мм (обозначение в маркировке колеса соответственно 4 1/2 или 5 дюймов).

Размеры колес и шин для каждой конкретной модели, а иногда и модификации автомобиля указаны в Руководстве по эксплуатации, изданном предприятием-изготовителем автомобиля, и отступать от этих норм не следует, так как в них заложены номинальные показатели устойчивости, управляемости, проходимости автомобиля во всем диапазоне его скоростей. Не оговаривается только рисунок протектора шин, который каждый владелец выбирает самостоятельно, исходя из конкретных условий эксплуатации, сезона, стиля вождения, а также своих финансовых возможностей. Однако в любом случае применяемые шины должны строго соответствовать указанным производителем автомобиля параметрам: геометрическим размерам, грузоподъемности и максимальной скорости.

На боковину шины наносят и дополнительные обозначения (рис. 8). Например, кроме индекса грузоподъемности, часто обозначается максимальная нагрузка (Maximum Load) и соответствующее этой нагрузке внутреннее давление в шине (Maximum Pressure). При этом нагрузка указывается в фунтах (LBS), а давление - в фунтах на квадратный дюйм (PSI) для шины в "холодном" состоянии (1 LBS=0,4536 кг; 1 PSI=0,0069 МПа).

Как правило, эксплуатационная нагрузка и внутреннее давление в шине несколько меньше, чем ее максимальные возможности, т.е. шина подбирается на автомобиль с "запасом". Особенно хорошо такой "запас" виден на скоростных автомобилях или легковых многоцелевых полноприводных машинах.


Рис. 8. Обозначения на шинах, предназначенных для американского рынка.

Шины крупных фирм могут иметь оригинальные дополнительные обозначения. Например, компания "Мишлен" (Michelin) использует логотипы (схематические рисунки), обозначающие "место" этой шины в производственной программе, а также размещает и другую информацию. Так, в обозначении 185/60R14 82V Pilot HX MXV3-A слово "Pilot" со своим логотипом означает название гаммы (семейства) шин, а индекс "HX" классифицирует шину как "гармоничную", т.е. универсальную по принятому в компании обозначению комплекса потребительских качеств. При этом на боковине самой шины будет виден только логотип индекса "HX". Индекс "MXV3-A" обозначает форму рисунка протектора.

Прочность каркаса условно оценивается так называемой нормой слойности PR (RLY RATING). Чем прочнее каркас, тем большее давление воздуха выдерживает шина, и, следовательно, имеет большую грузоподъемность. Для легковых автомобилей используют шины с нормой слойности 4PR и иногда 6PR, причем в этом случае последние имеют надпись "Reinforced", т.е. "усиленные" (шины повышенной грузоподъемности).

На легких грузовиках и микроавтобусах наиболее употребительны именно шины с 6PR и 8PR. О повышенной слойности (т.е. прочности) шины может свидетельствовать буква "С" (commercial), которая ставится после обозначения посадочного диаметра (например, 185R14C). Следует иметь в виду, что норма слойности - понятие условное. Как правило, ее цифра не соответствует числу слоев каркаса.

Знак на боковине шины (TWI) показывает расположение отметок остаточной высоты рисунка протектора в основных канавках. Для стран Европейского Союза и Российской Федерации остаточная высота рисунка протектора изношенной легковой шины должна быть не менее 1,6 мм.

Шины скоростных автомобилей могут иметь направленный рисунок протектора и - в этом случае обязательно - указатель (стрелку), показывающий требуемое направление вращения (Rotation). Асимметричные шины требуют внимательности и при монтаже - внутренняя сторона должна быть обращена к элементам подвески, а наружная - к внешней стороне автомобиля. Такие шины имеют надписи "сторона, обращенная внутрь" (side facing inwards) и "сторона, обращенная наружу" (side facing outwards).

Шины для зимней эксплуатации с развитым рисунком протектора обозначаются "М+S" или "M&S" (снег и грязь). Такие шины имеют более глубокий протектор, они более тяжелые, шумные и менее быстроходные. Надпись "secunda" или две буквы "ДА" на шине говорят о ее второсортности, т.е. о наличии второстепенных дефектов, не влияющих на динамическую прочность.




Рис. 9. Обозначения на шинах российского и европейского производства для легковых автомобилей и легких грузовиков: 1 – национальный знак соответствия шины, сертифицированной на соответствие требованиям государственного стандарта; 2 – обозначение, указывающее, что шина соответствует Правилам ЕЭК ООН. Число – номер страны, выдавшей сертификат соответствия; 3 – обозначение ALL SEASON для шин с всесезонным рисунком протектора; 4 – название страны-изготовителя на английском языке; 5 – символ, обозначающий место расположения индикаторов износа (выступов на дне канавок протектора). При износе протектора до глубины расположения указателей эксплуатацию шины необходимо прекратить; 6 – обозначение номера технических условий для шин, выпускаемых по ГОСТ; 7 – обозначение RADIAL для шин радиальной конструкции. Может не указываться; 8 – торговая марка; 9 – обозначение шины; 10 – дата изготовления (две последние цифры – год изготовления); 11 – индекс «С», указывающий, что шина предназначена для легких грузовиков и автобусов особо малой вместимости и подлежит сертификации в соответствии с Правилом № 54 ЕЭК ООН; 12 – индекс грузоподъемности; 13 – индекс скорости (см. рис. 7); 14 – обозначение STEEL для шин с металлокордным брекером. Обозначение ALL STEEL имеют шины с металлокордным брекером и каркасом. 15 – направление вращения шины (для шин с направленным рисунком протектора); 16 – обозначение OUTSIDE (наружная сторона) для шин с направленным рисунком протектора; 17 – обозначение M+S или M&S (грязь + снег) для шин с зимним рисунком протектора; 18 – обозначение REINFORCED для усиленных шин. Может также встречаться обозначение REGROOVABLE – на шинах, имеющих возможность углубления рисунка протектора нарезкой; 19 – обозначение TUBELESS для бескамерных шин. Камерные шины обозначаются TUBE TYRE. При отсутствии обозначения шину следует считать камерной; 20 – обозначение номера технических условий для шин, выпускаемых по ТУ (без года утверждения); 21 – товарный знак предприятия-изготовителя; 22 – модель шины (условное обозначение шины, присваиваемое разработчиком).



В США используется несколько систем обозначения шин. Система "Euro-metric" соответствует представленной выше европейской системе маркировки. Система "P-metric", в дополнение к европейской, требует постановки индекса назначения шины перед шириной профиля: P - шина для легкового автомобиля (Passеnger) и LT - шина для легкого грузовика (Light Truck). Примеры - Р195/60R14 (рис. 9) и LT 225/75R15. Для шин многих легковых полноприводных многоцелевых автомобилей и грузовых пикапов применяется маркировка принципиально иного типа, где главным параметром служит не ширина профиля, а наружный диаметр шины. Например, в обозначении шины 31х10,5R15LT фирмы "Wrangler" закодированы:

31 - примерный наружный диаметр (в дюймах);

10,5 - примерная ширина профиля шины (в дюймах);

R - индекс шины радиальной конструкции;

15 - посадочный диаметр (в дюймах);

LT - шина для легкого грузовика.

Шины такого размера, как правило, предназначены для тяжелых условий эксплуатации и имеют рисунки протектора типа "повышенной проходимости" или "M+S".

Кроме обозначения, на шинах американского производства обязательно ставится серийный номер Департамента транспорта (DOT) - код, содержащий данные об изготовителе шины, дате и месте изготовления. Последние три цифры кода указывают на неделю и год изготовления. Например, число 094 говорит о 9-й неделе 2004 г.

Описание конструкции и ее несущей способности фиксируется на бортах соответствующими надписями о числе слоев брекера и каркаса, а также о материале корда. Например, надпись TREAD: 4 PLIES (2 PLIES RAYON=2 PLIES STEEL) и SIDEWALL: 2 PLIES RAYON означает, что брекер шины состоит из двух слоев металлокорда, а каркас (в частности, боковины) - из двух слоев вискозного корда. Нагрузка и давление приводятся в фунтах (LBS) и фунтах на квадратный дюйм (PSI).

Кроме того, на боковинах есть обозначения индексов: износостойкости (TREADWEAR INDEX); сцепных качеств (TRACTION INDEX); температурного (TEMPERATURE INDEX). Однако эти цифры и буквы имеют скорее теоретическое, чем практическое значение, и могут быть использованы лишь для сравнения между собой шин одного и того же изготовителя.

Российская система обозначения шин практически не отличается от европейской. К традиционному индексу могут быть добавлены товарный знак завода-изготовителя, название и буквенно-цифровое обозначение модели шины. Пример - Я-516 "Рысь", где "Я" обозначает предприятие-изготовитель (в данном случае - Ярославский шинный завод), "516" - внутризаводской индекс шины, а "Рысь" - оригинальное название. На боковине шины обязательно присутствует ее серийный номер.

В Руководстве по эксплуатации каждой модели автомобиля обязательно указаны допустимые к применению размеры шин и колес. Поэтому новые шины, приобретаемые владельцем, должны строго соответствовать параметрам автомобиля: максимальной скорости, грузоподъемности и др. Кроме того, новые шины должны примерно (лучше - максимально) соответствовать габаритам стандартных шин - прежде всего, наружному диаметру или статическому радиусу. Необходимо помнить, что любые отклонения от обозначенной производителем автомобиля нормы неизбежно проявятся при движении автомобиля - пусть незначительно, хотя бы в погрешности показаний спидометра. Расширение и понижение профиля шины связано с установкой колес иного размера, например, с увеличенной шириной обода, что может повлечь задевание колесом или шиной элементов подвески и кузова в повороте, а изменение вылета колеса проявится в существенном изменении поведения автомобиля на дороге.

Часть 1    Часть 2


источник "Полезные страницы"

 


(81122) 22-192 / (8112) 55-72-01 / (8112) 72-82-25                        E-mail: psk1000@yandex.ru / psk-akb@mail.ru


Используются технологии uCoz